Кружок по развитию речи "Развивайка"

Воспитатель высшей категории Юркина Наталия Александровна.
Воспитатель высшей категории
Юркина Наталия Александровна

Программа занятий

Перспективно-календарный план работы кружка

Октябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Потешкка «Солнышко – ведрышко»»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки,

1.Выполнение артикуляционной гимнастики (Широка Нева-река, и улыбка широка. Звуки все мои видны – от краев и до десны)

2.Пальчиковая гимнастика

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

3.Чтение потешки, беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста.

 Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

4.Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

Составление рассказа «Моя семья»

Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение.

Составление рассказа, раскрасить раскраску «Моя семья»

Артикуляционная гимнастика «Хоботок» «Сдуй ватку». Пальчиковая игра «Грибы»

Потешка «Дождик, дождик, веселей»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память.

Воспитывать интерес к совместной деятельности.

1.Выполнение артикуляционной гимнастики (Я слегка прикрою рот, губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, как при долгом звуке: у-у-у)

2.Дыхательное упражнение «Сдуй ватку».

3.Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  

                                                           показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

4.Потешка:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

«Овощи»

Заучивание стихотворения

Н. Кончаловской.

Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.

Отгадывание загадок

Ноябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые  и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение "Кто в домике живет"

2.Игра "Подскажи словечко"

3.Игровое упражнение "Соедини правильно"

4.Рисование солнышка.

Вечер загадок.

Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию.

Предметы - отгадки

Артикуляционная гимнастика «Домик открывается», «Любопытный язычок»

Пальчиковая игра «Овощи»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память.

1.Выполнение артикуляционной гимнастики (Ротик широко открыт, язычок спокойно спит. Вот и вышел на порог любопытный язычок. Что он скачет взад-вперед? Удивляется народ))

2.Дыхательное упражнение «Кто дальше загонит мяч».

3.Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Заучивание стихотворения Н. Саконской «Малина».

Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию.

Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники?

Декабрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

«Моя любимая игрушка»

Предложить детям сочинить рассказ.

Рассказы детей

Артикуляционная гимнастика «Зайчик», «Сдуй снежок»

Потешкка «Паучок»

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки,

1.Выполнение артикуляционной гимнастики (Губку верхнюю подняв, замер зайчик, зубки сжав)

2.Чтение потешки, беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста.

Паучок, паучок,

Олю хвать за бочок.

Лягушка,  лягушка,

Олю хвать за ушко.

Олени, олени,

Олю хвать за колени.

Песик, песик,

Олю хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Олю хвать за живот.

Оса, оса, Олю хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики.

Олю хвать за плечики.

3.Пальчиковая гимнастика

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

                                                         придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание чистоговорок

Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать чистоговорки

1.Игра " Подскажи словечко"

2.Физкультминутка "Шарик"

3.Рисование "Шарики"

4.Заучивание чистоговорок

Нашей Маше дали мало каши.

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.

Шо-шо-шо-шо, -  поёт хорошо.

Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.

Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо я пишу уж хорошо.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу все, что хочешь, напишу.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши "Ешьте кашу",--напиши.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу это я уж напишу.

Артикуляционная гимнастика «Окошко»

Пальчиковая игра «Котик»

Чистоговорки

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память.

1.Выполнение артикуляционной гимнастики (Рот прикрою я немножко, губы сделаю «окошком», зубки рядышком стоят и в окошечко глядят)

2.Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет

                                             ушки.)

3.Разучивание чистоговорок

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.

Да-да-да - у меня вода.

Да-да-да - буду строить города.

Да-да-да - горяча вода.

Ды-ды-ды - нет воды.

Ды-ды-ды- на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.

Ду-ду-ду - я по ягоды иду.

1Ду-ду-ду - я по лугу иду.

 Ду-ду-ду - в зоопарк иду.

До-до-до - там на дереве гнездо.

Январь.

Занятие

Цель

Методические приемы

Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения 

И. Солдатенко «Рыжий котенок»

Чистоговорки

Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги.

1.Игра " загадки и отгадки"

2. Игровое упражнение "раздели правильно"

3. Игровое упражнение " Будь внимательным"

4.Физкультминутка " Жуки"

5.Рисование "Желуди"

6. Разучивание чистоговорок

Жа-жа-жа - убежали два ежа.

Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.

Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.

Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать графические навыки.

1.Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон"

2.Игра "Подскажи словечко"

3.Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи"

Февраль.

Занятие

Цель

Методические приемы

Драматизация сказки «Колобок»

 Учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи.

Распределение ролей, совместное обсуждение.

Инсценировка сказки «Колобок»

Составление рассказа о зиме.

Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.

Составление рассказов

Артикуляционная гимнастика «Маляр»,

 «Шарик»

Потешкка «Пошел котик на торжок»

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

1.Выполнение артикуляционной гимнастики.

2.Чтение потешки, беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть,

Или Ване снесть?

Я и сам укушу,

Да и Ване снесу.

3. Пальчиковая гимнастика

Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Звук "Ц", рассказ А.Максакова «Цыпленок Цып». Рисование цыпленка.

Чистоговорки

Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности.

1.Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып"

2.Игра " Закончи предложение"

3.Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля"

4.Рисование "Цыпленок".

5. Разучивание чистоговорок

Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.

Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.

Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.

Ец-ец-ец — там стоит дворец.

 Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.

Март.

Занятие

Цель

Методические приемы

Заучивание чистоговорки.

Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

1.Разучивание чистоговорок

 Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.

Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

 Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Оч-оч-оч — я хочу помочь.

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.

Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

2. Пальчиковая гимнастика

Дятел дерево долбит:           (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком

                                                       стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит     (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Артикуляционная гимнастика «Кружок»

Потешкка «Пальчик - мальчик».  

Рисование

«Мимоза для мамы»

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

Учить действовать согласно указаниям взрослого, обсуждать содержание потешки

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

1.Выполнение артикуляционной гимнастики (Мой язык совсем не глуп – ходит кругом возле губ)

2.Чтение потешки, беседа по содержанию. Совместное проговаривание текста.

Пальчик – мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песню пел.

3.Рисование  «Мимоза для мамы»

4. Пальчиковая гимнастика:

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Дидактическая игра «Огород»

Чистоговорки

Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.

1.Импровизация (собираем овощи в корзины).

2.Разучивание чистоговорок

Са-са-са - на траве роса.

Са-са-са - у меня коса.

Су-су-су - заплету косу.

Су-су-су — тихо осенью в лесу.

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы - у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Артикуляционная гимнастика «Шарики», «Сдуй ватку»

Пальчиковая игра «Ромашки»

 Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, речевое дыхание, воображение, память.

1.Выполнение артикуляционной гимнастики (Шарик слева, шарик справа, есть у нас одна забава: в щеки дуем – чередуем, то в одну, а то в другую)

2.Совместное проговаривание текста пальчиковой игры и выполнение соответствующих движений.

Ромашки белые цветки –                (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Апрель.

Занятие

Цель

Методические приемы

Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения

Е. Александровой

Учить различать твердые и мягкие  согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать графические навыки.

1.Рисование " Неваляшка"

2.Игра "Подскажи словечко"

3.Игровое упражнение "Раздели правильно"

4.Заучивание стихотворения

5.Разучивание чистоговорок

Лу-лу-лу- наточил Толя пилу

Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

 Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Ол-ол-ол - начинается футбол.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Заучивание стихотворения

А. Кочергиной

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.

Заучивание стихотворения

Звуки "М

МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове.

1.Заучивание стихотворения

2.Рисование "Мишка"

3.Игровое упражнение "Раскрась правильно"

4.Разучивание чистоговорок

Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

 Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

Мама Милу в ванне мыла.

Ма-ма-ма - на дворе зима.

Ма-ма-ма - я поймал сома.

Му-му-му - молоко кому?

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы-мы-мы - дождались зимы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Моя любимая сказка

Продолжать учить детей составлять рассказ

Викторина «Сказки», составление рассказа.

Май.

Занятие

Цель

Методические приемы

Составление истории о лесных жителях весной.

Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.

Использование картинок с дикими животными для составления рассказа.

Чистоговорки

Способствовать развитию фонематического слуха. Развивать активную речь.

1.Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"

2.Заучивание чистоговорок

Ра-ра-ра - во дворе гора.

 Ра-ра-ра - в лес идти пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – у вороны выпало перо.

Ар-ар-ар - улетает красный шар.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра во дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры- покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра очень рада детвора.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie