Кружок Занимательная азбука

Программа занятий

Режим занятий. Программа ориентирована на детей 6 -7 лет. Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Физкультминутки и музыкально-ритмические паузы способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет - 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Занятия являются интегрированными (подготовка и обучение чтению, первоначальные графические навыки, развитие речи).

    1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Месяц

Тема (раздел)

Основные задачи

Количество часов

теория

практика

всего

Сентябрь

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

  • Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического анализа
  • Формирование графомоторных навыков и умений

10 мин

20 мин

Четыре занятия по 30 мин

Октябрь

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

  • Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического анализа
  • Формирование графомоторных навыков и умений

10 мин

20 мин

Четыре занятия по 30 мин

Ноябрь

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

  • Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического анализа
  • Формирование графомоторных навыков и умений

10 мин

20 мин

Четыре занятия по 30 мин

Декабрь

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

  • Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического анализа
  • Формирование графомоторных навыков и умений

10 мин

20 мин

Четыре занятия по 30 мин

Январь

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

  • Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического анализа
  • Формирование графомоторных навыков и умений

10 мин

20 мин

Четыре занятия по 30 мин

Февраль

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

  • Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического анализа
  • Формирование графомоторных навыков и умений

10 мин

20 мин

Четыре занятия по 30 мин

Март

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

  • Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического анализа
  • Формирование графомоторных навыков и умений

10 мин

20 мин

Четыре занятия по 30 мин

Апрель

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

  • Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического анализа
  • Формирование графомоторных навыков и умений

10 мин

20 мин

Четыре занятия по 30 мин

Май

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

  • Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического анализа
  • Формирование графомоторных навыков и умений

10 мин

20 мин

Четыре занятия по 30 мин

    1. Календарно-тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы «Весёлая азбука»

Сентябрь

Занятие № 1

«Звук и буква А»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением. Учить определять место звука А в словах. Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие № 2

Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй ручка)

Цель: Познакомить детей с правильным хватом ручки пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки

Занятие № 3

«Звук и буква О»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением. Учить определять место звука О в словах. Познакомить с буквой О как письменным обозначением звука О. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Занятие № 4

 Рисуем вертикальные линии. (Веселый дождик)

Цель: Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

Октябрь

Занятие № 5

« Звук и буква У»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением. Учить определять место звука У в словах. Познакомить с буквой У как письменным обозначением звука У. Учить писать пропиную букву используя ее образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Занятие № 6

Регулируем нажим на карандаш (Разукрашиваем забор)

Цель: Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки.

Занятие №7

«Звук и буква Ы»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком Ы и его условным обозначением. Учить определять место звука Ы в словах. Познакомить с буквой Ы как письменным обозначением звука Ы. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Занятие № 8

Раскрашиваем рисунок (Цыплята гуляют на лужайке)

Цель: Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша. 

Ноябрь

Занятие № 9

«Звук и буква Э»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением. Учить определять место звука Э в словах. Познакомить с буквой Э как письменным обозначением звука Э. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, Ы. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Занятие № 10

Горизонтальные линии (Дорожки для автомобилей)

Цель: Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

Занятие № 11

«Чтение слов из пройденных букв –АУ, УА.»

Цель: формировать умение читать слова из пройденных букв АУ, УА. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э.закреплять умение находить слова с заданным звуком. Продолжать учить определять какой гласный звук находится в середине слова. Закреплять умение писать прописные  гласные буквы.

Занятие № 12

Пунктирные линии (Чудесный платочек)

Цель: Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

Занятие №13

«Звук и буква Л»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Л в словах. Познакомить с буквой Л как письменным обозначением звука Л. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Продолжать учить делить слова на слоги. Учить писать слоги в схемах слова. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Занятие № 14

Штриховка горизонтальными линиями (Учимся штриховать)

Цель: Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

Занятие № 15

«Звук и буква М. Чтение слогов, слов.»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука М в словах. Познакомить с буквой М как письменным обозначением звука М. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, определять первый слог в словах. Учить читать слова из пройденных букв. Учить проводить звуковой анализ слов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Занятие № 16

Штриховка вертикальными линиями (Учимся штриховать)

Цель: Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

Декабрь

Занятие № 17

 «Звук и буква Н. Чтение слогов, слов. Написание и чтение слов»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Н в словах. Познакомить с буквой Н как письменным обозначением звука Н. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Учить писать слова: луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. Учить читать слова из пройденных букв. Учить проводить звуковой анализ слов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

Занятие № 18

Рисование по точкам (Учимся рисовать по точкам)

Цель: Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

Занятие №19

«Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Р в словах. Познакомить с буквой Р как письменным обозначением звука Р. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЕ. . Учить читать предложение. Познакомить со словесным составом предложения. Познакомить с условным обозначением предложения. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Занятие № 20

Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие)

Цель: Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура

Занятие №21

«Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов.»

Цель: продолжать учить соотносить звук и букву. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Закреплять умение определять место звука в слове.

Занятие №22

Линии в различных направлениях (Елочка - зеленая иголочка)

Цель: Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать направление линии.

Занятие № 23

«Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений»

Цель: Познакомить с гласным звуком Я и его условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Я. Учить читать слоги: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ. Познакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением -зеленый квадрат. Учить читать слова и предложения. Учить записывать предложения схематически, определяя порядок следования слов в предложении.

Занятие № 24

Рисование и вырезание (Приглашение на праздник)

Цель: Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник елки, самостоятельно использовать умение, полученное в рисование и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию

Январь

Занятие № 25

«Буква Ю Чтение слогов, слов»

Цель: Познакомить с гласным звуком Ю и его условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Ю. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением - зеленый квадрат. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения.

Занятие № 26

Графические узоры (Узоры на коврике)

Цель: Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно рисовать графические узоры по образцу. Развивать зрительно-моторную координацию.

Занятие №  27

«Звук и буква Е Чтение слогов, слов. Составление предложений.»

Цель: Познакомить с гласным звуком Е и его условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Е. Продолжать знакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением -зеленый квадрат. Учить читать слоги и слова. Учить соотносить схему с написанным словом. Учить составлять предложение из 3 слов по картинке и записывать его условными знаками.

Занятие № 28 Графические узоры (Дом)

Цель: Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно рисовать графические узоры по образцу. Развивать зрительно-моторную координацию.

Занятие №29

«Звук и буква Ё Чтение слогов, слов»

Цель: Познакомить с гласным звуком Ё и его условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Ё. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением - зеленый квадрат. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.

Февраль

Занятие №30

«Звук и буква И Чтение слогов, слов

Цель: Познакомить с гласным звуком И и его условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву И. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением -зеленый квадрат. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.

Занятие №31

«Закрепление пройденного материала»

Цель: закрепить умение писать гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. Учить читать и писать слова: мяу, юла, лимон. Учить читать предложение, определять 1-е, 2-е, 3-е слово в нем.

Занятие №32

 «Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения»

Цель: Знакомить со звуками Г – К как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Г- ГЬ, К-КЬ. и его условным обозначением. Учить определять место звука Э в словах. Познакомить с буквами Г, К как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Г, К сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Г, К + 10 гласных . Учить составлять предложение из 3 слов по картинке и записывать его условными знаками.

Занятие № 33

«Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д, Т. Чтение слогов, предложений»

Цель: Знакомить со звуками Д –Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить со буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-Т, ДЬ - ТЬ. Учить писать печатные буквы Д, Т сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д, Т + 10 гласных . Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зеленый квадрат .Совершенствовать навык чтения.

Март

Занятие № 34 «Буквы В, Ф. Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Чтение слогов, предложений»

Цель: Познакомить со звуками Д –Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить со буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-Т, ДЬ – ТЬ, Т - ТЬ. Учить писать печатные буквы Д, Т сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д, Т + 10 гласных . учить писать слова , проводить фонематический разбор слов.

Занятие № 35

«Буквы З - С. Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Чтение слогов»

Цель: Познакомить со буквами З – С звуками З - ЗЬ, С - СЬ. Учить писать прописные буквы З, С. Учить читать слоги с З, С + 10 гласных. Учить читать слова.

Занятие № 36

 «Буквы Б, П. Звуки Б-БЬ, С-СЬ. Чтение слогов, предложений»

Цель: Познакомить со звуками Б –П  как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Б-П как письменными знаками звуков Б-П, БЬ – ПЬ, С - СЬ. Учить писать прописные буквы П, Б, С. Учить писать слова, проводить фонематический разбор слов.

Занятие № 37

«Буква Х. Звуки Х - ХЬ. Чтение слогов, предложений»

Цель: Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х – ХЬ. Учить писать прописные буквы Ш – Ж, Х. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений.

Апрель

Занятие №38

«Буквы и звуки Ш - Ж. Чтение слогов, предложений»

Цель: Продолжать учить работать со схемами слов. Познакомить со звуками Ш – Ж - звонкими и глухими. Познакомить с печатными буквами Ш –Ж. . Учить писать печатные буквы Ш, Ж сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Ш, Ж + 10 гласных . Учить писать слова , проводить фонематический разбор слов

Занятие № 39

«Буквы и звуки Ч - Щ. Чтение слогов, предложений

Цель: Познакомить со звуками Ч – Щ – как глухими согласными, мягкими согласными.. Познакомить с условными обозначениями звуков Ч –Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч -Щ. Учить писать печатные буквы Ч -Щ. Учить писать печатные буквы Ч, Щ. Учить читать слоги , небольшие тексты.

Занятие № 40

«Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов»

Цель: познакомить с согласным твердым звуком Ц. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения.

Занятие № 41

«Звук и буква Й. Чтение слогов, стихотворных текстов»

Цель: познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением-зеленым квадратом. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами.

Май

Занятие № 42

«Буква Ь. Чтение слогов, стихотворных текстов»

Цель: познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией.. Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

Занятие № 43

«Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов»

Цель: познакомить с печатной буквой Ъ. Учить писать печатную букву Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова.

Занятие № 44 «Удвоенные согласные. Закрепление пройденного»

Цель: Познакомить с удвоенными согласными Закреплять умение писать пройденные буквы. Совершенствовать навык чтения.

Занятие № 45 Открытый просмотр «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: Закрепить умение определять местоположения звука в слове. Упражнять в звуковом анализе слов. Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков. Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков. Закрепить понятие, что такое предложение. Составлять предложения с помощью схемы. Развивать фонематический слух и внимание. Воспитывать любовь к родному языку.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie